ЛЕКЦИЯ 1. ДИЗАЙН, КОМПОЗИЦИЯ, ГАРМОНИЯ, ФОРМАЛЬНОСТЬ
Дизайн и композиция в дизайне. Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность. Классические виды дизайна: 1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости. 2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом. 3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством. 4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов. (во блин! как нам повезло, что никакого отношения к этому виду дизайна мы не имеем!) Новые виды дизайна. Выделяют две группы: * Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн ( различные технические сооружения, например мосты). * Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн. Важно. Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой. (к сожалению, неопытные web-дизайнеры часто делают наоборот: находят какой-нибудь красивый шаблон сайта и содержимое сайта подгоняют под этот шаблон.) Композиция в дизайне.
Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его
частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее
произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему
эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается
в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и
упорядоченности путем использования композиционных средств. Сущность
понятия "композиция" Композиция - это связь различных частей в
единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые
составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах:
1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное
его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент
художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность,
соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут
художественного произведения. Сущность
понятия "гармония" Гармония, в переводе с греческого, это
созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень
упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты.
Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность
понятия "формальность" Формальная композиция.
Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания
путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы
формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через: -характеристики и свойства элементов
композиции -через структурную организацию элементов
композиции 3 основных вида композиции:
фронтальная, объемная, объемно-пространственная. Фронтальная.
Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному.
Относят плоскостные композиции и рельеф. Объемная.
Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины. Объемно-пространственная.
Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с
определенными интервалами. Условия от которых зависят сохранение
фронтальности композиции: 1) Определенное соотношение между
вертикальными и горизонтальными размерами. 2) Фронтальность зависит от силуэта
плоскости. 3) Зависит от характера элементов по
глубине. 4) Фактурность поверхности, цвет... Элементы
композиции 3 основных элемента: точка, линия, пятно. У точки и линии нет свойств (кроме
одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно,
и наоборот) Классификация свойств пятен: Физические:
величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства
поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.) Субъективные:
(состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность,
статичность/динамичность. Размещение
элементов Степень контакта элементов композиции:
* Полное отсутствие связи. * Подразумевающиеся (логические) связи. * Физический контакт или очевидные связи. * Физический контакт со слиянием группы,
монолит. Композиционные оси
- это невидимые оси композиции (силовые линии) на которых расположены элементы.
Оси выявляют структуру изображения и обеспечивают взаимодействие элементов и
целостность композиции. Размещение фронтальной композиции:
плоскостной и иллюзорно-пространственный. В плоскостном варианте элементы двухмерны и
не накладываются друг на друга. В иллюзорно-пространственном варианте элементы
объемные, они накладываются друг на друга и добавляется перспектива. В зависимости от размещения выделяют
следующие типы композиции: замкнутая (ничего не выходит за пределы визуального
восприятия композиции), неограниченная (подразумевается продолжение композиции
за пределами визуального восприятия) ЗАДАНИЕ: Сделать 4 композиции: 1) Показать полное отсутствие связи 2)
Показать логическую связь элементов 3) Изобразить физический контакт элементов
4) Из элементов составить монолит, т.е. физический контакт со слиянием группы. Примеры работ |