С началом эпохи первых буржуазных революций, реформации, становления
капиталистической формы хозяйства цвет постепенно теряет в Западной Европе свои
мистические ассоциации. Содержание цветовых символов становится более бытовым, а
отношение к цвету — практическим. Впечатляющему колориту католической церкви
противопоставляется цветовой аскетизм протестантства. Петушиной яркости
дворянских одежд буржуа предпочитает неброские, практичные оттенки. Художники и
ученые начинают постигать физическую природу света и цвета, используя при этом,
отнюдь, не богословские категории. Если Леонардо да Винчи говорит об «основных»
цветах (белый, желтый, зеленый, красный, синий и черный) и связывает их со
стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая
систематика.
Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино
Телезио в своем труде «Происхождение цветов» ставит в соответствие цветам две
«неуничтожимые субстанции» — тепло и холод.
Вместе с тем, в эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета.
Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную
материю. Марсилио Фичино, в духе Платона, вводит категорию «идеи цвета». Каждый
(из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу.
Например, черный — материя, коричневый — земля, синий — воздух, белый — духовный
свет, блеск и сияние — Бог. Надо отметить, что подобная символика оказала
заметное влияние на многих выдающихся художников Возрождения (в частности,
Рафаэля), которые опирались на нее при создании своих произведений (Л.Н.Миронова
—1984).
Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой
символики в Европе. Например, существовал «цветовой код» одежды. По Коронато
Оккольти (16 в.) белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность,
достоинство. Коричневый и серый в быту уже не считались символически
негативными. Они означали умеренность, практичность, трезвый расчет.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств
человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло
Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По
Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному —
меланхолический, красному — сангвинический, а желтому — холерический. Темные,
землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и
светло-красные — с весельем и радостью. Как и Телезио, Ломаццо видит связь между
цветами и температурными ощущениями. Самым «холодным» он полагал белый, а
«теплым» — черный.
Цвет, спускаясь с «горних» высот, начинает все больше становиться символом
человека, его чувств, мыслей и отношений, что заложило основы будущих
исследований взаимосвязи между цветом и психикой.