В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета —
белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов
в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание
этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение
этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов
современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь
принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой
фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в
частности, африканского племени Ндембу.
Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени,
позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных»
цветов в жизни первобытного человека.
Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими
представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.
БЕЛЫЙ
1. Благо; 2. Источник сил и здоровья; 3. Чистота; 4. Безбедность; 5. Сила; 6. Отсутствие неудач, слез, смерти; 7. Главенство или власть; 8. Встреча с духами предков; 9. Жизнь, здоровье; 10. Зачатие или рождение ребенка; |
11. Охотничья доблесть; 12. Щедрость; 13. Поминание духов предков; 14. Дружелюбие; 15. Поедание пищи; 16. Размножение; 17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность); 18. Возмужание или созревание; 19. Омовение; 20. Отсутствие насмешек. |
Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом,
белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.
Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как
древности, так и современности. Белый для них — символ бытия, мира, жизни.
Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в
которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия
злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых.
Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации,
браку и смерти.
Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для
древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти,
траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале? Жизнь
представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей.
Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в
небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество.
Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился
духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание
покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на
«новую жизнь» умершего соплеменника.
Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не
могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой
краской, либо имели амулеты белого цвета.
Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам
стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый — не только наглядно-чувственный символ, но и
понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда
африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если
дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает
никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень».
Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении
первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди
организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как
психологический знак — т.е. средство управления человека своими психическими
функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие
«белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. — не
уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».
Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что
корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в
психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя
важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма — семенной и молочной,
которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют
белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости
лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный
человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения
блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый — свет, день, когда человек
наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо.
Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому
служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические
источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в
жизни первобытного человека.
ЧЕРНЫЙ
Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый
означал свет, то черный — мрак, если белый — жизнь, то черный — смерть, белый —
чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Тем самым, черный — антипод белого.
Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и
символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным
символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам
имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары
(люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает
противопоставление двух миров.
Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для
Ндембу (В. Тэрнер — 1983).
1. Зло, дурные вещи;
2. Отсутствие удачи, чистоты;
3. Страдание;
4. Болезни;
5. Ведовство и колдовство;
6. Смерть (в том числе и ритуальную);
7. Половое влечение;
8. Ночь, тьму.
Черный — антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в
жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в
представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия»
апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.
Наиболее важные значения черного — небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный
цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью,
окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных
ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации.
Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть —
окончание предыдущего этапа существования.
Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой
символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли
первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало,
что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя
из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома
(черный краеугольный камень) и т.д.
Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились
со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве,
наносили черную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со
злыми намерениями.
Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека
символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями,
но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным
символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как
цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми.
Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом,
возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят
свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у
порога молодоженов рассыпают черный пепел.
Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте
первобытных людей. Черный — это отсутствие света, ночь, когда активность
человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится
беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный — отсутствие сознание, сон,
подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река — река смерти и забвения.
Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей
черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из
которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная)
мудрость.
КРАСНЫЙ
Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие
от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является
наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный
выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины.
Символические значения красного определяются «видом» крови:
1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).
Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят
они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи»
обладают силой, т.к. кровь — сила, без нее человек умирает.
Сила — главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве
магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка,
новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части
тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих — 1925). По мнению
этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил
для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов,
магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить
врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов
и наговоров.
Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и
возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались
красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели
оживить (Х.Э. Керлот — 1994).
Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие
в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на
руках и шее предметы красного цвета.
В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару»,
символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с
белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание
красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему
зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.
Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с
кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных
жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для
первобытного сознания более существенна, чем с огнем.
Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается,
практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной
организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale — 1950,
В. Тэрнер — 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных
племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый —
радость, свет, надежду, чистоту; красный — силу, могущество, богатство, успех
(A. Leib — 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном,
выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный —
кровь (С. Мountford — 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов
наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый — мир,
счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.
В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и
желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в
символическом плане) к белому, а синий — к черному.
Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных
частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как
архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто
различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или
концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта,
затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными
групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу
человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого
рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим
в самых различных культурах.