Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве
Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве
17–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам
античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.
Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в
целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 в.
Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд
теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод
разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой
жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую
нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей –
разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма,
регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин
классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских
академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность
объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую
структуру сооружения (постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя); со
2-й половины 17 в, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах
архитектуры барокко (работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале). В 17 –
начале 18 вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он
органично сочетался с палладианством (И. Джонс, К. Рен), Швеции (Н. Тессин
Младший).
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и
светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет
пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического
содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма
и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; "идеальные пейзажи" К. Лоррена).
Классицизм 18 – начала 19 вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется
неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался
преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей
Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка,
парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж.А Габриель, Ж.Ж.
Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. стремление к суровой
простоте в творчестве К.Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии
классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж.Б.
Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям
главы французского классицизма, живописца Ж.Л. Давида. В 19 в. живопись
классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как
Ж.О.Д Энгр, вырождается в официально-апологетическое или
претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром
европейского классицизма 18–начала 19 вв. стал Рим, где в основном
господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства
форм и холодной идеализации (немецкий живописец А.Р. Менгс, пластика итальянца
А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена). Для архитектуры немецкого классицизма
характерна суровая монументальность построек К.Ф. Шинкеля, для
созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты А. и В.
Тишбейнов, скульптура И.Г. Шадова. В английском классицизме выделяются
антикизирующие сооружения Р. Адама, палладианские по духу парковые усадьбы У.
Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда.
Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии,
Испании, Бельгии, скандинавских странах, Сша; выдающееся место в истории
мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х гг. К конце 1-й трети
19 в. ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется
разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная
традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 вв.