Индия
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи):
«красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального)
огня — цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной
земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение —
это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по
В. Тэрнеру — 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен
(трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная
часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный);
и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в
отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу
(черный), кровь (красный) и прану (белый).
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных»
цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и
тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и
безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное
начало, порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как
состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.
На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами
главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также
Махабхарату, Рамаяму и др.).
Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее
божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а
не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда
существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.
Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием
света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и
яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь,
черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М.
Schneider — 1946).
Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет
(Махабхарата). Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный,
богини материнства — красный, т.к. она связана с принципом творения, активности,
который выражается красным цветом (H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и
силы обозначались белым цветом, а злые — черным или сочетанием черного и
красного.