Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического
творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в
противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства.
Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был
причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете
обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное
отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру.
Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет
«Чувственно-нравственным действием цветов».
Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он
принадлежит — прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное
настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется,
прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные
впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические
состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные
состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным
цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета
Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые
происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например,
посредством цветных стекол.
Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете
разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и
желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и
сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение,
а второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к
«нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике
цветов, даваемой Гете.
Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце
расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто
желтый — приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов
(цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает
негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете,
такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской
нации.
Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но
в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть,
поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и
немцами.
Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до
невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете
достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете,
энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту
краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.
Синий. «Как цвет это — энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в
своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779).
Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное,
невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека.
Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего
цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через
синее стекло, то он предстает в печальном виде.
Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой,
но безрадостный.
Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что
выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.
Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и
синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» (#794).
Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и
благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый — юность.
Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он — любимый цвет правителей и выражает
серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное
стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» (#798).
Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый.
Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа
«отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше (#802).
Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у
человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится
к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией
психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное
состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным
содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к
цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты
экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и
деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет
следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый — красно-синий; синий —
красно-желтый; пурпур — зеленый.
Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что
психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего
уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической
цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов
составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг
напротив друга по диагонали.
Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет
«характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают
определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят
к состоянию психологического равновесия.
«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета,
разделенные в цветовом круге одной краской.
Желтый и синий. По выражению Гете — скудное, бледное сочетание, которому не
хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете
называет «обыденным» (#819).
Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное
(#820).
Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление
яркого (#822).
Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом
круге) между ними.
«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего
круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете
называет «пошло веселым», а синий с зеленым — «пошло-противным» (#829).
Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете
отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные
цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная»
(отрицательные цвета) — проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше
выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной»
(#831).
Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом
воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для
дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив,
существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете
связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые,
бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны.
Умеренные — соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации,
стремящиеся показать свое достоинство — красный с уклонением в пассивную
сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки — розовый и голубой.
Старики — лиловый и темно-зеленый (#838-848).
Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось
Гете в вину, — художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому
поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора
«светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение.
Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого
человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический,
имеющий определенное, специфическое содержание.