Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних
народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.
Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях,
был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца — огня
(зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством,
источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от
того, насколько он был «солнечным» — светлым и ярким. Цветами, в наибольшей
степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти
цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных,
жрецов и т.д.
Священным цветом почитался и красный. В Египте красный лотос был символом крови,
пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного
сословия, воинов, царей. Однако отношение к красному не было однозначным. Для
ветхозаветных евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех (M.
Farbridge — 1922). Красный символизировал и гнев Иеговы. Следует также отметить,
что древнееврейское слово «чувство» или «страсть» происходит от глагола quin'ah
(«краснеть»).
Осирис — бог произрастания и царства мертвых изображался зеленым цветом,
который, по мнению Х.Э. Керлота (1994), содержит две противоположные тенденции:
жизни и смерти, т.е. является амбивалентным символом. Зеленый, по данным J.G.
Frazer (1911), входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый —
белый — красный.
Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет,
соответствующий истине (H. Bayley — 1912). В связи с этим, особо ценился синий
камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного Бога
Солнца).
Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему
приписывались, как правило, негативные значения — зла, греха, несчастья и т.д.
Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и
Египта не имела сколь либо существенного своеобразия или отличий по сравнению с
другими народами Древнего мира. Цветовая триада являлась господствующей, и
значения, составляющих ее цветов аналогичны уже нам известным. Можно отметить,
более выраженную амбивалентность красного цвета (у древних евреев), но не
выходящую за рамки его традиционных значений