Китай
В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и
стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов,
составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника,
действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот — 1994). В
«Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см.
таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.
Таблица 1.2.1.
Цвет | Время года | Стихия, предмет |
Сторона света | Планета | Животное символ |
Зеленый или синий |
Весна | Дерево | Восток | Юпитер | Дракон |
Красный | Лето | Огонь | Юг | Марс | Феникс |
Белый | Осень | Металл | Запад | Венера | Тигр |
Черный | Зима | Вода | Север | Меркурий | Черепаха и змея |
Желтый | Конец лета |
Земля | Центр | Сатурн |
* По Л.П. Сычеву, В.Л. Сычеву (1975).
К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый.
Л.Н. Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого
были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух
цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение
синего.
Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с
другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в
зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом
полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного,
означая зарождение света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. — 1960).
В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе
соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией
императорской фамилии (A.Beaumont — 1949). Цвета делились на «благородные» и для
простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).
В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян
имеет белый (желтый) цвет, а Инь — черный (синий).
Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой
символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном
сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных
культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера
(1983), цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение,
возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой
более поздние философские спекуляции на данную тему.