В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня
развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как
Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много
оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д.
способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств.
Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов,
отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага,
божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом.
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из «Тысяча и одна ночь»
белый называется «лучшим из цветов».
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.
Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали и
негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других
культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную
силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др.
Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал
он и любовную страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной,
что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а
также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве
мусульман были широко распространены «красные символы», например, красная роза
означала страстную любовь (Л.Н. Миронова — 1984).
Почитаемым и «священным» считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый
символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали
жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. По данным А.Е. Ферсмана
(1975), драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых
других.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их
трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый — цвета мистического
созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение
обманчивости земной жизни, миража (Хосров).
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь
негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный
камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и
знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные
ассоциации: грязи, греха, злых дел.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам
является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет
замутнен, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую
привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к
серому и коричневому. Они — цвета несчастья и нищеты. Серый — цвет пыли и праха,
противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности
их существования.